Мой сайт
 

 

Иерусалим

     В мире есть только один город, имя которого с трепетом произносят люди разных стран, разных вероисповеданий и разного цвета кожи. Единственный город мира, у которого более семидесяти названий, выражающих любовь и стремление к нему миллионов людей.
Иерусалим - это не просто город, где живут в домах люди, работают, влюбляются, женятся, рождаются и умирают (хотя внешне так и выглядит). Это самое загадочное место на планете Земля.

     Этот город очаровывает и завораживает, манит и влюбляет в себя. И, чтобы убедиться в этом, стоит всего лишь раз побывать там и вам непременно захочется снова вернуться. Иерусалим нужно не увидеть, а почувствовать. Это место, где теряется ощущение реальности, где соединяются время и вечность, здесь есть всё и нет ничего...

     На древних картах Иерусалим изображен в центре мира, и сегодня он является общей святыней для христиан, иудеев и мусульман. На протяжении тысячелетий он служит поводом для бесконечных споров и кровопролитных войн. И, тем не менее, ежегодно сюда приезжают тысячи людей разных стран и вероисповеданий, считая себя ответственными за его судьбу.
     Иерусалим называют городом мира, городом трех религий. Такого фантастического смешения памятников истории и народов, традиций и культур, где одновременно властвуют церкви, синагоги и мечети, вы не встретите больше нигде.

  
  

     Как будто рукой великого мастера соединены вместе куски чудесной картины, которая дописывается прямо перед вами. Мальчики с пейсами, мужчины в черных одеждах, спешащие в синагогу, арабы, зазывающие вас купить у них что-нибудь, солдаты с автоматами на перевес, туристы и паломники со всех стран мира, перезвон церковных колоколов, голос муэдзина, собирающего правоверных на молитву...
     Всё это противоречиво и гармонично одновременно. Вам остается только созерцать и наслаждаться, застыв в немом восхищении от увиденного шедевра.

Вы можете часами бродить в одиночку по узким извилистым улицам или продираться сквозь толпы туристов вслед за экскурсоводом, вертя головой направо и налево, осматривая достопримечательности Иерусалима, но каким бы не оказалось ваше путешествие в этот город, вы никогда его не забудете. Потому что, однажды ступив на эту землю, никто уже не остается прежним. Он проникает в вашу душу неумолимо и так естественно и вам кажется, что так было всегда.

Храм Гроба Господня

     Еще первые христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, находившегося тогда за городской чертой, вне стен ветхозаветного Иерусалима. Вероятно, память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 году. По сообщению Евсевия, при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 год) нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниям раннехристианских авторов и изображением на мозаичной карте из Мадабы (середина V века).
    
Храмовый комплекс состоял из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма-мавзолея, названного Анастасис (в переводе с греческого значит «Воскресение»), в центре которого был расположен Гроб Господень, под шестигранным шатровым навесом, далее располагалась базилика - Великая церковь, обращенная алтарем в сторону Анастасиса. Внутри базилики была оборудована крипта, отмечающая место обретения Креста. Между Анастасисом и базиликой, а также и у восточного входа в базилику были устроены перистильные дворы. Главный вход располагался с востока, с одной из основных улиц, и с юга, с городского форума. Сооружение было богато украшено разными породами мрамора, мозаикой и драгоценным литьем.

  
  

     Величественный комплекс храма Воскресения был торжественно освящен в присутствии императора Константина и представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 года. В память об этом событии в православной церкви в этот день отмечается праздник Обновления Храма.
     Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хозроем (Хосров II). Сооружения храма были сильно повреждены, но под руководством инока Модеста (позднее патриарха иерусалимского), на средства императора Ираклия, и жены Хозроя, христианки Марии, было восстановлено все разрушенное (616-626 годы). После захвата города халифом Омаром (637 год) патриарх Софроний, опасаясь повторения кровопролития времен персидского нашествия, приказал сдать город, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима повреждены не были.
     В 1009 году халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, в нарушение неоднократно подтверждавшегося договора, заключенного ещё патриархом Софронием и халифом Омаром, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов в городе и окрестностях. В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма (в обмен на такие уступки, как открытие мечети в Константинополе). Строительные работы продолжались ещё в царствование Константина Мономаха, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы. Было сооружено несколько отдельно стоящих сооружений, напоминающих часовни. Роль главной церкви была отведена ротонде Воскресения, сохранившейся лучше других, в восточном проёме которой была устроена небольшая апсида (так называемая «Мономахос», 1020-37 годы).

     В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Новоиерусалимского монастыря под Москвой). Строительство, описанное хронистом Вильгельмом Тирским, было завершено при королеве Мелисенде возведением звонницы. После взятия Иерусалима мусульманами Саладин разрешил христианские паломничества к храму, а в XIII веке им некоторое время владел отлучённый от церкви император Фридрих II.
     Построенный в 1130-47 храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные с смертью и Воскресением Иисуса Христа. Крестоносцы не стали существенно менять структуру западной части здания, круглого Анастасиса, сохранившего планировку и украшения, восходящие еще ко временам императора Константина Великого. Эти части можно видеть и до сих пор - это кольцевые опоры ротонды, решенные как колонны коринфского ордера на массивных каменных тумбах, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».
      Основной заботой крестоносцев было возведение новой Великой церкви (Кафаликона), примкнувшей с востока к ротонде. Сооружение имело план в виде Т-образного креста с многочисленными приделами. Интересно решение было осуществлено в восточной части здания, где за главным алтарем был устроен обход с своеобразным «венцом» капелл. Такое решение (т. н. Деамбулаторий) послужило отправной точкой для развития композиций такого типа в средневековом зодчестве Западной Европы. В стилистическеских приемах оформления интерьеров и наружного убранства заметны и элементы ранней готики. Заключительным аккордом всего ансамбля стало возведение пятиярусной колокольни с стрельчатым завершением, предпринятое на самом закате существования христианских государств Палестины (1160-80 гг.).

  
  

     Землетрясение 1545 года привело к понижению колокольни до современного уровня. В 1555 году расширением храма занимались монахи-францисканцы; им же принадлежит внутреннее убранство кувуклии.
     Известен пожар 1808 года, когда сгорел деревянный шатер над Анастасисом и была повреждена кувуклия. Однако в период 1808-10 годов ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран. При восстановлении кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли). В 1860-х годах был сооружён полусферический купол над ротондой из металлоконструкций, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.
     В середине XX века планировалась существенная перестройка храма (архитектор Антонио Барлуцци), осуществлению которой помешала Вторая мировая война. В 1959 году началась основательная реставрация здания; в 1995-97 годах реставрационные работы коснулись и купола.
     Современный храм Гроба Господня - это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду - архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

     Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» - Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии - Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни - Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.
     Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было каких-то недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1109 г. хранятся в одной арабско-мусульманской семье Иерусалима, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

  
   Стена плача

      История Стены плача очень интересна и не менее трагична. Существует не одна легенда, поэтому нет смысла всё пересказывать. Если коротко, то когда-то здесь стоял храм и всё бы хорошо, если не древние римляне «постарались». Они почти полностью разрушили Иерусалим, перебили тысячи жителей и сравняли храм с землей. Осталась только стена, которая и получила название Стена плача. Собственно Стеной плача она стала только в XVI веке. Почему плача? Потому, что евреи здесь молятся и оплакивают свои грехи.

     Возле Стены Плача загадываем желание. Чтобы подойти к стене, вы сначала пройдете через арку с металлоискателем. Затем у вас проверят содержимое сумочек и сумок.
     Перед тем, как подойти к стене необходимо мужчинам надеть картонную кепочку (кипа), а женщинам можно и так, кто в чем пришел. Кипу можно взять в корзине перед стеной. У самой стены слева молятся только мужчины, а справа женщины. Отходить от стены можно только лицом к стене. Таков обычай.

      Ну, и самое главное, это вложение записочки в щель между камнями, письмо Всевышнему. В основном записочки пишут туристы. Кстати, по еврейским законам Бог не прощает вместо обиженного. Прощение нужно просить тет-а-тет, а не через записочку. Записочка ещё и потому, что те, кто не умеет молиться только таким образом может обратиться к богу. Записочек бывает так много, что на первый взгляд удивительно, как их столько помещается в щелях стены. Но всё гораздо прозаичнее. Раз в год записочки собирают и относят в специальное захоронение святых текстов на Масличной горе.

Вифлеем

     Вифлеем более всего известен как город, где расположена одна из главных христианских святынь – место рождения Иисуса Христа. На месте рождения, которое определила (как и другие святые места) Святая Елена во время своего путешествия, в 326 году была построена базилика. По некоторым источникам до этого момента здесь находился римский языческий храм Адонису. Эта старая Константиновская базилика была разрушена во время восстания самаритян и восстановлена (практически, вновь построена) в 529 году. С тех пор, несмотря на многочисленные войны, крестовые походы и длительное мусульманское правление, этот храм устоял и не претерпел существенных изменений. Считается, что это – самый старый из сохранившихся и действующих христианских храмов на Земле.
     Да и сам Вифлеем – один из самых древних городов на нашей планете. Основан он примерно в XVII—XVI веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали ханаане, потом — иудеи, потом – арабы-христиане. А сейчас в нем живет около 25 тысяч человек, причем доля арабов-христиан составляет лишь около 20% (встречаются разные данные). Эти изменения связаны с массовой эмиграцией последних лет, а, возможно, и политикой местных властей.

  
  

     У города – много названий. Бейт Лехем (дом Хлеба), Бет Лахм (Дом Мяса), Ефрата или Эфрата (плодоносный). Важно не путать Вифлеем-Ефрата с Вифлеемом Галилейским. Вифлеем Галилейский - совсем другой населенный пункт, местоположение которого было определено крестоносцами-тамплиерами исходя из того, что Христос добрался из Назарета до Вифлеема на ослике всего за один день. Такова была версия расположения Вифлеема тамплиеров, расходящаяся с общепринятой. Но Вифлеем Галилейский все-таки остался на карте.
     Вифлеем расположен на территории Палестинской автономии и отделен от Израиля высокой бетонной стеной. Сложные отношения между Израилем и Палестиной затрудняют туристам посещение Вифлеема. Формально для перехода КПП нашему соотечественнику не требуется ничего, кроме загранпаспорта. Но беда в том, что при обострении отношений КПП могут внезапно закрываться на неопределенный срок. Поэтому туристические фирмы, которые продают путевки с посещением Вифлеема, всегда предупреждают о возможности такого форс-мажора. Вы никогда не можете быть уверены, попадете ли в Вифлеем, пока не окажетесь уже за разделительной бетонной стеной. Конечно, такая ситуация не очень удобна для туристов и паломников, но, увы, сейчас она именно такова.

Храм Рождества Христова

     В Евангелии от Луки повествуется, что непосредственно перед рождением Иисуса римские власти приказали провести перепись таким образом, чтобы каждый ее прошел в том месте, откуда он родом. Согласно этому приказу, Мария, и ее муж Иосиф (по происхождению он был из дома и рода Давидова) из города Назарет прибыли в Вифлеем. Но для Иосифа и Марии не нашлось места в гостинице, и им пришлось устроиться в пещере (по сути это было место для животных), где и родился Иисус. Мария спеленала Младенца и уложила его в находившиеся здесь ясли.

     Еще первые христиане воздвигли над Рожественским вертепом маленький храм, который был разрушен около 130 года Андрианом. Император-язычник, желая осквернить святое для христиан место, построил над пещерой капище, тем самым невольно обозначив место рождения Спасителя. 
     В 325 году при византийском императоре Константине Великом его благочестивая мать императрица Елена построила на этом месте первый храм, который впоследствии был разрушен во время восстания самаритян, и восстановили его уже в 530 гг. С момента освящения и до наших дней церковь действует почти беспрерывно.

  
  

     То, что храм сохранился до нашего времени, само по себе является чудом. В VII веке Святая Земля была опустошена персами, но Храм Рождества Христова они не разрушили... Об этом чуде предание повествует следующее. Когда персы вошли в Вифлеем и ворвались в Храм Рождества, то им в глаза бросилась фреска с изображением поклонения волхвов родившемуся Иисусу Христу. Завоевателей потряс этот факт, ведь на фреске были изображены их предки: волхвы, пришедшие из Персиды, были изображены в национальных одеждах. Узнав на фреске своих далеких предков, поклонявшихся Спасителю, персидские воины решили, что в этом случае храм разрушать нельзя. В настоящее время храм снаружи облицован тесаным камнем и выглядит скорее как крепость, с расположенной перед ней каменной площадью. С юго-западной стороны к Базилике Рождества примыкает армянский монастырь Св. Троицы, а с юго-восточной – православный греческий монастырь Георгия Победоносца. Через небольшую боковую дверь из храма можно попасть во внутренний дворик францисканского монастыря и церкви Святой Екатерины, главного католического прихода в Вифлееме.Храм Рождества Христова в Вифлееме.

      Со входом в храм тоже связана история.В храм Рождества Христова ведут «врата смирения». В средние века, для защиты храма от кочевников, имевших привычку заезжать внутрь базилики верхом, вход сделали низким и узким – его высота 120 см. С тех пор, каждый, входящий, должен благоговейно склониться перед рожденным здесь Спасителем. Пол базилики двойной. Под каменными плитами современного покрытия находится тончайшей работы мозаичный пол эпохи Константина Великого. Его небольшую часть можно рассмотреть в левой стороне храма через специально оставленный проем.

     Особая роспись колон относится к периоду правления крестоносцев, и была выполнена в особой технике, при которой краску смешивали с расплавленным воском. Сейчас на расписных колонах сохранились лишь смутные силуэты святых.

     Она имеет пять небольших углублений, образующих форму креста. Это следы еще одного чуда, происшедшего в Храме Рождества Христова столетия назад. Однажды, во время очередного опустошительного набега, арабы на конях ворвались в этот храм, чтобы убить всех, находящихся там. Помощи ждать было неоткуда, и люди с молитвой обратились к Богу. И их мольба была услышана: из каменной колонны вылетел рой ос и стал с ужасающей силой жалить арабов и их лошадей. Арабы вынуждены были в спешном порядке покинуть храм и оставить в покое находящихся там людей. В восточной части храма, под алтарем, находится пещера, где родился Господь Иисус Христос. Еще одно интересное явление связано с образом Иисуса на на одной из колон. При подходе к колоне глаза на лике Христа видятся либо закрытыми, либо открытыми (каждому свое).Пещера Рождества По мере продвижения вперед, закрытые глаза открываются, и наоборот. Интересный оптический эффект.

     Когда же, переступив порог базилики, поднимаешь голову, то на тебя обрушивается мощь и величие огромного, монументального храма. Полюбовавшись архитектурным размахом и основательностью строителей VI века, паломники, миновав гряду величественных колон, устремляются к маленькой пещере – самому сердцу храма и города.

     У входа в Святой вертеп – улыбчивый лик Вифлеемской Богоматери. Держа на руках, рожденного Богомладенца, Она улыбается тихо и радостно. Она еще не знает о предстоящих страданиях, Она счастлива Своим Материнством. И Её светлая улыбка утешает и даёт надежду миллионам бездетных женщин, со слезами молящихся у чудотворной иконы.

 
 

     Многим приходится простоять несколько часов, чтобы пройти в «святая святых» Базилики Рождества Христова – Пещеру Рождества. Что бы попасть в эту пещеру, необходимо спуститься по мраморным ступеням вниз. Пещера Рождества — это одна из главных христианских святынь, находящаяся прямо под Храмом Рождества Христова. С древних времен считается, что Иисус родился в пещере в окрестностях Вифлеема. Первые упоминания об этом относятся примерно к 150 г., но сведений о том кому она принадлежала не сохранилось. В те времена подобных природных пещер было довольно много. Над ними строили ж дома, а «пещерный» этаж использовали для содержания животных. Эта традиция существовала в Вифлееме вплоть до середины прошлого века.
     Из Храма Рождества Христова в Пещеру Рождества ведут две лестницы, северная и южная. Первая из них принадлежит католикам, вторая — православным и армянам.Обычно паломники спускаются в грот по южной лестнице, а поднимаются по северной. Входы — порталы украшены иконами и резьбой, относящейся к периоду крестоносцев (12 век), а стены снаружи и вдоль лестниц задрапированы тканью. Естественный свет не проникает под своды пещеры , поэтому освещается она лампадами, свечами и, частично, электричеством.
     Сама Пещера Рождества небольшая и довольно узкая. В одной ее части находится православный каменный престол, проводить службу у которого могут только православные и армяне. Под престолом и находится место рождения Иисуса Христа, отмеченное серебряной звездой с 14 лучами, символизирующей Вифлеемскую звезду. Она была установлена в 1847 г., взамен похищенной в том же году более древней позолоченной звезды. Нынешняя является точной копией оригинала, вплоть до драгоценных камней.Звезда искусно вделана в мрамор и имеет в центре маленькое отверстие, через которое можно дотронуться до части скалы. На звезде находится надпись по-латыни: "Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос". Место рождения Спасителя осеняется 16 лампадами, из которых 6 принадлежат православным, еще 6 — армянам, а оставшиеся 4 — католикам.

Мёртвое море

     Мёртвое море — уникальное место на земном шаре. Известное с библейских времен, оно расположено на 415 метров ниже уровня Средиземного моря и является самой низкой точкой на поверхности Земли. Этот водоем и в наши дни продолжает снижаться. Поскольку концентрация солей в нем является самой высокой на земном шаре, здесь нет ни рыб, ни моллюсков, ни простейших, ни водорослей. Зато минералы Мертвого моря способны вернуть человеку молодость и здоровье и обладают самым высоким эффектом терапевтического воздействия в мире. Аналога им не существует. Лечебная грязь является продуктом жизнедеятельности единственного и уникального представителя живых существ, обитающего в концентрированном солевом растворе, — археобактерии, которая сохранилась, по-видимому, от времен зарождения жизни на планете. Запасы целительных веществ в Мертвом море неисчерпаемы (вес металлических солей составляет около 50 биллионов тонн, а минералов 21 вида — около 50миллиардов тонн). Берега странного водоема тоже можно считать мертвыми: на значительном протяжении они покрыты лишь коркой подсохшей соли, не дающей расти траве и деревьям. Возраст моря в том виде, каким оно известно теперь, составляет более 15 тысяч лет.
     Мертвым морем называют, фактически, большое озеро, которое имеет 76 километров в длину, до 18 километров в ширину и максимальную глубину 400 метров.

 
   
       

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Бесплатное продвижение сайтов в поисковых системах